де Сад: Марсельское дело (III) начало http://ksatra.livejournal.com/50915.html (I); http://ksatra.livejournal.com/51257.html (II)

...Утром следующего дня маркиз покинул Марсель, примерно в это же время Маргарита Кост, которая сразу после ухода де Сада почувствовала сильное жжение в желудке, сопровождаемое тошнотой и головокружением, позвала квартирную хозяйку вдову Равель и попросила приготовить её чай. Видя плачевное состояние девицы вечером того же дня хозяйка позвала врача - Антуана Ру, который осмотрев Маргариту прописывает ей сладкое миндальное масло… но её состояние не улучшается и на следующий день. Узнав о том, что Маргариту клиент угостил конфетами вдова Равель сообщает об этом в жандармерию, где тот час заводят дело … уже во вторинк 30 июня 1772 года следователь уголовной полиции Жан-Пьер Шомель берет показания у Маргариты Кост, а также собирает во флакон небольшое количество гнилостных черных масс, которые исторгаются у неё при приступе рвоты, который передает хирургу Ру (однофамильцу предыдущего врача) для проведения экспертизы. Параллельно проводится обыск на квартире Мари Борелли, во время которого были найдены две пастилки, которые также были направлены для проведения исследования.
На каминном колпаке были обнаружен нацарапанные цифры: 215, 179, 225, 240 – Мари пояснила, что таким образом клиент зафиксировал количество полученных им ударов – итого 859 в четыре захода за одно утро!
В среду 1 июля Маргарита Кост была осмотрена врачом Лонжем и хирургом Ру, а на следующих день эти же персонажи участвуют в исследованиях содержимого флакона, направленного Жан-Пьер Шомелем, которое проводится в лаборатории аптекаря Рембо.
В пятницу эти же врачи посещают Марианну Лаверн, которая также ела пастилки маркиза, хотя не в таком количестве. Симптоматика у неё такая же, хотя состояние значительно лучше, чем у Маргариты Кост. Аптекари в это же время исследовали пастилки, но не нашли в них не мышьяка, ни минерального осадка, ни разъедающих веществ.
По какой-то причине никто не подумал об испанской мушке, и сначала рассматривалась только версия отравления, хотя это снадобье было широко известно – в Италии оно назвалось «дьяволини», а во Франции – «пилюлями a la Ришелье». Не вызывает сомнения, что маркиз знал, чем опасно чрезмерное употребление шпанской мушки, даже во II томе «Энциклопедии» (1751 г.) была отдельная статья, в которой писалось, что «шпансую мушку можно отнести к числу ядов», но целью де Сада было не столько вызвать возбуждение во влагалище, сколько стимулировать слизистую оболочку прямой кишки и анального отверстия – именно для этого он значительно увеличил дозу с риском вызвать внутреннее кровотечение, некроз мочеточников и мочевого пузыря…
Следователи допрашивают свидетелей: Мари Борелли, её служанку Жанну Лемер, Марианну Лаверн, Жанну Нику – де Сад был её постоянным клиентом, Марианну Ложье, Розу Кост, врача Антуана Ру, актера Дерозьера – всего 12 человек. Ни одна из девиц не созналась в «содомском грехе», хотя анальное сношение широко практиковалось в борделях в то время… Закон предусматривал смертную казнь через сожжение заживо на костре, но, следует отметить, что такие приговоры выносились обычно только за гомосексуальные анальные сношения, а вот последние – т.е. сношения маркиза с лакеем девицы описали достаточно подробно. 4 июля королевский прокурор де Манд подписывает постановление о задержании маркиза де Сада. Маркиз в это время находится в Ла-Косте – получив известие об этом он пускается в бегство вместе с Латуром и младшей сестрой своей жены мадемуазель де Лоне…
Его жена Рене–Пелажи пытается его спасти – она платит приличную сумму Маргарите Кост и Марианне Лаверн, которые после этого подписывают отказ от показаний. Тем не менее, судебная процедура продолжается, и королевский прокурор обвиняет де Сада в отравлении и содомии, а Латура – в содомии. Приговор суда оглашается 3 сентября: оба приговорены к покаянию на паперти у церкви Мажор, где они должны опустится на колени, с обнаженными головами, босые, в рубахе с веревкой на шее, держа в руках свечу из желтого воска весом в один фунт, потом они проследуют на эшафот на площади Сен-Луи, где маркизу отрубят голову, а слугу повесят, затем их тела бросят в огонь, и после сожжения прах должен быть развеян по ветру. 12 сентября оба преступника казнены заочно на площади Прешер в Эксе…
В это время маркиз под именем граф де Мазан находился в Венеции вместе со своей свояченицей, которую выдавал за жену… 2 октября они расстаются, Анн-Проспер возвращается к сестре в Ла-Кост, а де Сад переезжает в Геную, затем в Ниццу, а 16 октября появляется в Марселе, где получает деньги от своего поверенного де Милли, а оттуда он следует в Турин, затем в Шамбери, куда пребывает 27 октября с двумя лакеями и неизвестной девицей…
Узнав где он скрывается, его теща, госпожа де Монтрей, обращается к протеже госпожи Дюбарри министру иностранных дел герцогу д’Эгийону. Герцог через посла Сардинии графа Ферреро Ла Мармор добивается подписания ордера на арест и вечером 8 декабря плац-майор Шамбери граф де Лашаван препровождает маркиза в Миоланскую цитадель…
Current Music: Clinic "Winchester Cathedral"